Понимание времени для ребенка

время для ребенка

Наши школьники живут в довольно плотном графике: уроки, кружки, домашние задания — всё по часам, всё по минутам. И следить за точным исполнением расписания приходится родителям. У самих детей — никак не получается. То заиграются (я думал, еще мало времени), то, наоборот, заспешат (я долго занимался, целый час, наверное). И никак не поймут, почему невозможно успеть погулять во дворе полчасика, если уроки закончились в два, тренировка начинается в три, а на дорогу — минут сорок минимум.

Без запаха, без цвета

Человечество прошло длительный путь осознания и определения времени. Оно не имеет наглядных форм, с ним нельзя совершать действия, для восприятия времени у человека нет специального анализатора. Навык ориентироваться во времени приобретается только на личном опыте. В связи с этим чрезвычайно важно предоставить этот опыт ребенку для успешного формирования «понимания» времени.

Вначале ребенок ориентируется во времени за счет последовательно, систематически изменяющихся событий, деятельности, главным образом режима: утро — это до завтрака, день — в середине дня, когда бывает обед, вечер — когда ложимся спать. Но в первом классе дети уже готовы к восприятию таких абстрактных понятий, как минута, час.

Наблюдение за временем, за чередованием его определенных отрезков надо сделать предметом специального внимания детей, организовать соответствующую деятельность, направленную на измерение времени.

Что такое 5 минут?

На первом этапе формирования образа отрезка времени будем использовать любые виды таймеров: в телефоне, на плите/микроволновке. Сперва ограничим время пятью минутами — так проще: не слишком долго ждать, внимание не рассеивается, и не слишком быстро, можно успеть сосредоточиться на ходе минут. Важно, чтобы действие, время которого мы засекаем, повторялось регулярно, в идеале — каждый день. Это действие должно иметь отношение к самому ребенку: приготовление/ разогрев еды для него; время, за которое он одевается, умывается…

Второй прибор, который поможет сориентироваться в течении времени: секундомер/хронометр. Замерять можно все те же бытовые действия, а еще выполнение ребенком всяких важных заданий: закрасить узор, решить примеры, вписать буквы, прочесть рассказ… Порой сам факт, что работа ведется на время, создает дополнительную мотивацию, привносит элемент соревнования с самим собой.

Что для ребенка 5 минутЭтот соревновательный аспект позволяет сравнивать временные отрезки. «Ты одеваешься за 5 минут, а примеры решил за 6 минут. Что у тебя получается быстрее, одеваться или решать примеры?»

Сравнение временных интервалов — важный навык, который поможет правильно распределять свое время.

Часы, циферблат

Учим ребенка определять время по часам. Вспомним, что мы учим временным эталонам, где каждая мера складывается из единиц предыдущей и служит основанием для построения последующей. Нагляднее всего эту системность демонстрируют часы со стрелками (при наличии мобильных телефонов, электронных таймеров современные дети не очень часто с ними встречаются и не очень умеют ими пользоваться).

Можно использовать макет, можно взять настоящие часы — главное, чтобы цифры были четкие, понятные и между цифрами были деления, демонстрирующие интервалы в пять минут. Объясним назначение стрелок. Начинать лучше с часов: ровно 8 часов, ровно 3 часа…

Закрепить навык помогут нарисованные циферблаты, на которых уже изображено время и надо подписать, который час, и наоборот: циферблаты без стрелок, время написано, и нужно его изобразить, дорисовав стрелки в соответствующем положении.

Отличная игра, чтобы скоротать время в автобусе или очереди в поликлинику. Главное — иметь при себе блокнот и карандаш.

Шоколадка в три пятнадцать

Учим время с шоколадомМы, взрослые, вынуждены следить за временем, чтобы не опоздать на важную встречу, вовремя вынуть пирог из духовки, не пропустить интересную передачу. У нас есть определенная цель. Пусть такая цель будет и у ребенка.

Когда ваш ребенок научится определять время по часам, сыграйте с ним в такую игру: вот записка (зрительная опора, напоминание), в которой указано точное время, когда ему нужно подойти к вам и получить приз. Призом может быть конфета или возможность поиграть с вами во что-нибудь, или мультик. Важно, чтобы ребенок подошел точно в указанное время. Таким образом, формируется сразу и навык определять время по часам, и навык ориентироваться на время, следить за бегом стрелок.

Умение распределить время

Умение правильно распорядиться своим временем присуще даже не всем взрослым людям. Понимаете, как сложно ребенку научиться менять темп деятельности, комбинировать действия таким образом, чтобы это было максимально эффективно.

Здесь важно помогать расставлять приоритеты и регулярно обсуждать, сколько времени уйдет на то или иное действие. Успеешь? Когда закончишь? Что потом будешь делать?

При желании можно поставить таймер для дополнительной концентрации внимания на времени.

Например, ребенок хочет пойти на спектакль. Вы обсудили с ним заранее время выхода из дома. До выхода остается полчаса. Все ли готово? Выясняется, что нужно помыть голову, причесаться, переодеться, да еще рубашку погладить. Сколько времени требуется на каждое действие? Есть вероятность, что все намеченное сделать не удастся, чем мы можем пренебречь? Может быть, не мыть голову. А возможно, лучше заменить рубашку на джемпер. Такая беседа-планирование поможет сориентироваться в данной ситуации, а если такие беседы будут проводиться регулярно, то у ребенка будет формироваться представление, какие есть способы распорядиться временем. В дальнейшем ему легче будет самостоятельно планировать свое время.

Также вы можете посмотреть с ребенком мультфильм «Сказка о потерянном времени». А если вам удастся его обсудить после просмотра, то материал будет еще и закреплен.

Сказка о потерянном времени мультфильм смотреть онлайн

Автор статьи: Анна Федорова