Разные дети, а домашние задания… Как помочь ребенку с выполнением домашнего задания

Как помочь ребенку с домашним заданием

К середине учебного года мы окончательно убедились, что домашнее задание — один из самых стойких поводов для конфронтации и недовольства всех участников учебного процесса: учителей, родителей, детей. Оно бывает слишком большим и непомерно трудным, его не выполняют или с ним приходится сидеть до ночи… Одним словом, домашнее задание — неиссякаемый источник негатива.

Если мы хотим изменить положение вещей, можно попробовать разные варианты заданий для детей с разным типом характера. Об этом можно договориться с учителями и родителями на ближайшем собрании, а на следующем — обсудить результаты и продолжить или отказаться от такого подхода.

Для начала родители могут поразмыслить о том, к какому типу относится их ребенок, обсудить это с психологом и учителем. Разумеется, каждый человек уникален и далек от схемы, но все же у большинства детей можно проследить преимущественную склонность к тому или иному типу.

Вечный двигатель

Деятельного, активного лидера сразу видно среди других ребят. Он по всем вопросам имеет свое мнение и всегда хочет играть по своим правилам. Для такого ребенка реальные действия гораздо важнее «каких-то там эмоций». Поставив цель и определив план действий, он легко идет на взаимодействие с теми, кто может быть ему полезен.

Активный лидерВыполняя домашнее задание, деятельный ребенок будет не столько воспроизводить образец, заданный в классе, сколько искать свое решение, опробовать тот путь, который кажется ему верным. Если взрослый с ходу отвергнет вариант ребенка, это может вылиться в дальнейшую конфронтацию. Лучше дать человеку возможность изложить свою точку зрения, доказать правильность решения, самостоятельно сопоставить с «ответом из учебника».

Поверив, что его принимают всерьез, ребенок скорее прислушается к доводам взрослого. Взаимодействуя с ребенком-лидером, важно давать ему свободу для креативных решений, но не позволять доминировать над собой.

Такие дети совершенно не выносят долгой, кропотливой однообразной работы, поэтому идеальных тетрадей или красивого почерка ждать от них не стоит. Ну и ладно, пусть лучше пишут много и с удовольствием. Хорошо бы учитывать, что активный ребенок увереннее чувствует себя в действии, ему трудно долго сидеть на одном месте.

Кстати, многие навыки можно тренировать в игре. Например, приседать (хлопать в ладоши, подпрыгивать), услышав слово или число, подходящее по определенному критерию: слово из двух слогов, с безударной гласной в корне, число, кратное трем… Кроме того, ребенок может сам подготовить подобную игру и провести ее в классе.

Усадить за уроки сильную натуру в приказном порядке вряд ли удастся. Лучше напомнить о такой необходимости («Сейчас доиграем и через 10 минут приступим к домашнему заданию»), предложить ребенку самостоятельно составить план, в каком порядке он будет делать уроки и сколько времени рассчитывает потратить на каждый предмет. Другой путь — начать делать что-то самому и предложить ребенку присоединиться. И, конечно, отмечать достижения и победы.

Эмоционально восприимчивый (Пьеро)

Эмоциональный ребенокНе менее чувствительны к похвале дети совсем другого типа. Они чаще не уверены в себе, опасаются, что окружающие будут к ним плохо относиться, не поймут, не услышат их. Для таких ребят эмоциональные переживания гораздо важнее рациональных практических задач. Они мгновенно сникают, услышав малейшее замечание, болезненно реагируют на строгий тон взрослого. Порой резкая оценка может надолго отвратить ребенка от той деятельности, в которой он потерпел неудачу.

Поскольку в центре жизни эмоционально уязвимых детей находится сфера чувств и взаимоотношений, им лучше давать эмоционально насыщенные задания, с психологическим подтекстом. Им можно поручить поиск дополнительного интересного материала и объяснение его одноклассникам — это повысит их самооценку и принесет пользу всему классу.

Собираясь усадить за выполнение домашнего задания мнительного и любящего пострадать ребенка, лучше всего начинать со слов поддержки и понимания: «Я знаю, что ты огорчен ссорой и хочешь еще поиграть, но пора делать уроки».

Непоседливый (Рикки-Тикки-Тави)

Есть дети, которым переход в учебное состояние дается с особенным трудом. В дошкольном детстве это шустрые, солнечные, очаровательные в своей непосредственности ребятишки. Но в школе, где необходимо доводить начатое до конца, контролировать свое поведение, выполнять задание достаточно продолжительное время, они нуждаются в помощи взрослого. Домашнее задание — хороший способ поработать над учебным поведением ребенка.

Непоседливый ребенокУчитель на некоторый период может договориться с родителями о том, что внимание будет направлено не столько на правильность и аккуратность записей, сколько на сам процесс. Пусть результатом будет считаться все больший период сосредоточенности, умение удерживать задание, не бросать его на середине. Родителям в индивидуальном режиме добиться этого проще, чем учителю, который при всем желании не может так подробно сопровождать одного ученика из целого класса.

Маленькому торопыжке нужно привыкать к мысли, что если невмоготу продолжать трудное задание, можно его отложить и переключиться на более динамичное. Но именно отложить — чтобы вернуться и завершить работу. Функция регулирования смены деятельности сначала будет лежать на родителях, они помогут ребенку почувствовать приближение утомления: «Устал заниматься математикой? Давай попрыгаем, а потом допишем».

Предлагая круг возможных занятий, нужно помнить, что такие дети активны, непоседливы и любопытны, как Рикки-Тикки-Тави, ругать за эти качества и стыдить — бесполезно. Лучше использовать их исследовательскую натуру в мирных целях: подводить ребенка к содержательным вопросам, экспериментировать вместе с ним, строить модели, разбирать все, что возможно (и не жалко), выясняя, как оно устроено внутри. И при этом все же возвращаться к культурным образцам оформления результатов исследования. Кстати, доклад о том, как устроены некоторые домашние механизмы, наверняка будет интересен всему классу.

Неторопливый и вдумчивый (Винни-Пух)

Основательные, вдумчивые ребятишки, способные часами просиживать над пазлом или конструктором, обычно оказываются «удобными» учениками. Они усидчивы, старательны, но уязвимы в те моменты, когда ситуация разворачивается непредсказуемо. Им важно существовать в привычном ритме и знать о предстоящих планах заранее, чтобы настроиться.

Таким детям очень помогает распорядок дня, висящий в доступном месте, и они, как правило, сами регулируют свое расписание и определяют, когда нужно браться за уроки.

Неторопливый и вдумчивый ребенокСильные стороны — способность к наблюдению и систематике — без сомнения нужно развивать в соответствующих домашних заданиях (описать процесс, сделать выводы, выстроить план эксперимента и провести его). А способность к импровизации, оригинальным решениям — пробуждать постепенно, без нажима и лишней суеты. Кстати, именно суета, шум, избыток раздражителей больше всего утомляют таких детей в школе. Поэтому им обязательно нужно давать время после уроков, чтобы отдохнуть, прийти в себя и, при желании, побыть в одиночестве.

Автор статьи: Елена Куценко