Учим буквы с ребенком. Занятие «Лепная азбука»

Лепим буквы из соленого теста

Развитие мелкой моторики рук дошкольника — важный этап в жизни ребенка и неотъемлемая часть подготовки к школе. Существует множество методов для развития руки: пальчиковый игротренинг (пальчиковая гимнастика, самомассаж, пальчиковый театр и др.), продуктивные виды деятельности (рисование, лепка, аппликация и др.), развитие графической моторики (работа в прописях, штриховка, рисование по трафаретам), ручной труд (шитье, макраме, вышивание и др.), использование игрового материала (пазлы, мозаика, шнуровки и др.) В этой статье речь пойдет о программе «Лепная азбука».

Цель программы: развитие руки и глазомера ребенка посредством использования различных материалов.

Задачи программы: научить детей создавать образ букв русского алфавита из соленого теста и других материалов, развивать мелкую моторику рук, чувство формы, творческое воображение.

Продолжительность занятия: 30 минут.

Структура занятия

1. Повторение

Совместно с детьми мы вспоминаем, с какой буквой знакомились на предыдущем занятии. Затем каждый воспроизводит букву из предложенного материала (бобы, косточки, тыквенные семечки, пуговицы, мозаика, шнурки, проволочки, деревянные палочки, шнуровка в решетках).

2. Знакомство с новой буквой

А) Выкладывание буквы из различных материалов. Успешно справившись с предыдущим заданием, дети отгадывают загадку или слушают стихотворение про новую букву.

Буква А с ножкамиА — шагает по дорожке,
Широко расставив ножки.
Буква может убежать —
Нужно ноги ей связать.

Ш и Щ — родные сестры,
Но у Щ есть хвостик острый.

Упражнение «На что похожа буква?» позволяет дошкольникам запомнить основные элементы букв, а также развивает воображение и творческое мышление.

Кольцо у мамы на руке
И обруч у гимнастки тоже,
Баранки, бублики — ну всё
На букву О похоже.
Буква Ж совсем как жук —
Много ног и много рук.

Дальнейшее воспроизведение буквы из предложенного материала (см. этап «Повторение») помогает закрепить образ буквы в памяти и развивает мелкую моторику рук ребенка.

Б) Пальчиковый игротренинг. Для перехода к следующему этапу обязательны пальчиковая гимнастика и самомассаж «Волшебные перчатки».

Веселые стихи позволяют детям запомнить движения пальцев, а «пальчиковые» животные удивляют и вызывают интерес к этому виду деятельности.

Пальчиковая гимнастика «Кораблик»

Кораблик и солнышкоПо реке плывет кораблик
(«лодочка» из ладоней),
Он плывет издалека
(ладонь к глазам).
На кораблике четыре
(показать четыре пальца)
Очень храбрых моряка
(ладонь к виску).
У них ушки на макушке
(ладони к ушам),
У них длинные хвосты
(показать длину),
И страшны им только кошки
(показать кошачьи когти),
Только кошки и коты.

Пальчиковая гимнастика «Маленькая мышка»

Маленькая мышка
(хватательные движения ладонью)
По городу бежит,
Глядит она в окошки
(колечки к глазам)
И пальчиком грозит
(погрозить пальчиком):
«Кто не будет слушаться
(погрозить пальчиком другой руки),
Кто не будет спать,
Маленькая мышка
(хватательные движения ладонью)
Будет щекотать!»
(Пощекотать соседа.)

Пальчиковый самомассаж «Волшебные перчатки»

Имитация надевания перчаток на пальчики, массаж каждого пальчика от кончика к основанию.

Пальчиковый самомассаж «Точилка»

Сжав одну руку в кулачок, вставляем в него поочередно по одному пальцу другой руки и прокручиваем влево и вправо каждый пальчик по 2 раза.

Мы точили карандаш,
Мы вертели карандаш.
Мы точилку раскрутили,
Острый кончик получили.

Липим буквы из тестаЛепка буквы из соленого теста. Кульминационный момент занятия! Мягкий, пластичный, натуральный материал легко поддается слабым ручкам ребенка, создавая ситуацию успеха, так необходимую в этом возрасте. Дальнейшее декорирование букв гуашью, кусочками теста другого цвета, крупой, отпечатками рельефных предметов позволяет развить не только мелкую моторику рук, но и воображение ребенка, визуально и тактильно запомнить образ буквы. Использование теста может помочь запечатлеть букву и на уровне обоняния, если добавить ароматическое масло в момент замешивания. Готовые буквы раскладываются по индивидуальным коробкам.

3. Динамическая пауза

Очень важный этап в работе с детьми дошкольного возраста — двигательная активность для снятия напряжения, активизации внимания, поднятия эмоционального фона. Используются динамические паузы, физкультминутки в стихах, подвижные игры, упражнения на снятие напряжения и расслабление. Данный этап занимает 2–3 минуты, но помогает значительно активизировать уставших детей и настроить их на дальнейшую работу.

Физкультминутка «Раз-два-три!»

Движения выполняются в соответствии со словами:

Раз — подняться, потянуться,
Два — согнуться, разогнуться.
Три — в ладоши три хлопка,
Головою три кивка.
На четыре — руки шире,
Пять — руками помахать
И на место тихо встать.

Динамическая пауза «Ежики»

Динамическая зарядкаДва прихлопа
(хлопки),
Два притопа
(топает ногами),
Ежики, ежики
(руками показывает клубочки),
Бег на месте, бег на месте
(движения рук вперед, назад).
Ножницы, ножницы
(движение скрещенных рук),
Наковальня, наковальня
(ударяем кулаком об кулак),
Зайчики, зайчики
(показываем ушки зайчат),
Ну-ка, дружно
(наклон влево),
Ну-ка, вместе
(наклон вправо),
Девочки, мальчики!
(Кричат девочки, кричат мальчики.)

Упражнение на расслабление «Бабочки на весеннем лугу»

Мы — бабочки весенние,
На листиках сидели
(ребенок сидит на корточках).
Ветер дунул — полетели
(встает, бегает по комнате, расставив руки в стороны).
Мы летели и летели
(плавные движения руками, имитирующие полет бабочки)
И на землю тихо сели
(садится на корточки, замирает).
Ветер снова набежал,
высоко он нас поднял
(встает, поднимает руки вверх).
Он вертел нас и кружил
(кружится по комнате)
И на землю опустил
(ложится на пол и замирает).

4. Работа в прописях

Для закрепления изученной буквы и постановки руки ребенка используются прописи. В них включены следующие задания: обвести и написать букву, раскрасить, заштриховать, найти букву, дописать элементы и пр. Каждый год происходит знакомство с новыми пособиями. Среди них «Мои печатные прописи» О. Кучеренко, «Прописи для дошкольников 5–7 лет» Е. Колесниковой, «Азбука. Прописи» И. Медеевой, каждое из которых имеет свои преимущества.

Для закрепления букв, помимо прописей, целесообразно использовать и такие формы работы: вырезание буквы, поиск и обведение по трафаретам и шаблонам, узнавание букв в зашумленных бланках, угадывание букв через специальные окошки и др.

5. Завершение

Алфавит из вылепленных буквЗадачи этого этапа: завершить занятие на приятной, положительной ноте, поддержать, похвалить ребенка и создать дружескую атмосферу. Для этого дети по кругу передают друг другу улыбку или пожатие руки, букву, написанную на ладошке или спине. На итоговых занятиях дети получают разноцветные наклейки в качестве награды и похвалы за проделанную работу.

Итогом занятий, проводимых два раза в неделю в течение учебного года, становится чудесная картина с вылепленным алфавитом. Каждая работа уникальна и неповторима. Дети к концу года овладевают всеми методами работы, что позволяет сделать вывод о положительной динамике в развитии мелкой моторики рук обучающихся.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

  • Айриян Л.М. Программа «Скоро в школу» (специального обучения школьной жизни) для детей 6–7 лет.
  • Интеллектуально-развивающие занятия со старшими дошкольниками / Авт.-сост. М.Р. Григорьева. — Волгоград: Учитель, 2009.
  • Карашвили Е.А., Малахова Н.Е. Организация работы по адаптации детей к ДОУ // Справочник старшего воспитателя дошкольного учреждения. — 2010. — № 7.
  • Колесникова Е.В. Запоминаю буквы: Рабочая тетрадь для детей 5–6 лет. — М.: Ювента, 2012.

Автор статьи: Надежда Семенова педагог-психолог, г. Глазов