Из глубины веков. Из опыта работы с казахскими психологами

общие символы разных народов

В течение трех последних лет я принимала участие в работе по повышению квалификации психологов Республики Казахстан, проводимой Институтом семейного воспитания в Астане. Это замечательный проект, который называется «Счастливая семья». Он призван привлечь внимание психологов, педагогов, руководителей образовательных учреждений к семейному воспитанию. Поэтому результат повышения квалификации слушателей — появление у них готовности работать не только с детьми, но и с семьями.

Этот проект заслуживает отдельной статьи, поскольку тема стабильности семьи в современном мире очень актуальна. Отдельной статьи заслуживают психологи Казахстана, в особенности сельские. Психолог там есть в каждой сельской школе, даже если в ней 70–100 учеников.

Я получила огромное удовольствие от общения с психологами, которые искренне стремились узнать как можно больше нового. Они тут же внедряли полученные знания в свою практику, проводили семинары на местах, делились с другими психологами. Поэтому и мне хотелось разрабатывать или модифицировать для них различные методы работы.

В нашем стремительно изменяющемся мире с наличием огромного вала негатива, программирования людей через СМИ, с нарастанием темпа жизни везде, и в России, и в Казахстане, актуальна тема оптимизма, или повышения уверенности людей в благополучном будущем. Эта тема важна и для работы с семьей. Поэтому мы уделяли ей большое внимание.

Приведем техники, направленные на повышение оптимизма, основанные на общекультурных символах, которые особенно понравились психологам Казахстана (казахам, русским, курдам, узбекам). Они имеют большое внушающее воздействие, подключают участников к коллективной энергии.

Безусловно, эти техники подходят для работы с представителями разных культур. Я их все потом успешно применяла в Москве с детьми, студентами, педагогами.

Методика «Дерево»

Цель: формирование уверенности в том, что человека ожидает позитивное будущее.

Материалы: бумага белая и цветная, ножницы, клей, фломастеры или цветные карандаши.

Слово ведущего

В Казахстане есть предание о том, что на берегу мировой реки стоит священное дерево жизни Байтерек, подпирающее небо своей кроной, а корнями удерживающее землю. Этому священному дереву посвящен монумент Байтерек, который расположен в центре Астаны и является символом всего Казахстана.

Однако образ мирового дерева, или дерева жизни, есть не только у казахов, но и у большинства народов, он присутствует в сказках и мифах. Изображение дерева встречается на оберегах: оно противостояло злу и насилию.

Священное дерево КазаховМожет быть, поэтому практически везде существовали и сейчас существуют священные деревья, к которым приходят люди с просьбой исполнить их желания. И здесь мы встречаемся еще с одним общекультурным символом — завязыванием узлов. Действительно, подходя к священному дереву, нужно было не только загадать желание, но и завязать на одной из веток ленточку.

Обряды, связанные с завязыванием и развязыванием узлов, были у многих народов. Завязывание узла служило знаком, усиливающим какую-то мысль или намерение, например связывание одежды невесты и жениха.

Развязывание или перерезание символизировали быстрое решение какой-то проблемы. Например, развязывание узлов на одежде рожающей женщины или перерезание веревки на ногах ребенка, начинающего ходить (обряд перерезания пут).

Таким образом, соединение двух общекультурных символов — дерева и узла в обряде повязывания ленточек на священном дереве давало человеку веру в исполнение его желаний. Понятно, что наличие веры способствовало тому, что желания реально исполнялись.

У нас с вами тоже есть возможность создать условия для выполнения ваших желаний. Вы сделаете свое священное дерево. Его можно нарисовать или вырезать из цветной бумаги и приклеить. Оно может быть таким, каким вы хотите, но с семью ветвями. Число 7 считалось сакральным повсеместно. Затем вы загадаете 7 желаний и на каждую ветку приклеите ленточку. Это будет означать обязательное исполнение ваших желаний. Сами желания можно записать, а можно этого не делать. Главное — загадать и приклеить ленточку.

Методика «Кукла»

Цель: формирование уверенности в будущих позитивных изменениях и сплочение группы.

Материалы: бумага белая и цветная, ножницы, клей, фломастеры или цветные карандаши, степлер, кусочки ткани, пластилин.

Способ проведения: в группах или парах.

С кем можно проводить: старшие подростки, студенты, педагоги, родители, детско-родительские и супружеские пары.

Слово ведущего

Первоначально куклы использовались в религиозных обрядах. Самым древним египетским куклам около четырех тысяч лет. Они вырезались из тонких дощечек и раскрашивались геометрическим узором, символизирующим одежду. Головы кукол украшались париками из деревянных и нитяных бус. Древнейшие египетские куклы были погребальными дарами, которые призваны скрасить одиночество умершего. Считалось, что человеческие изображения могут оживать и влиять на судьбы людей.

Потом появилась переходная форма. Так, например, индейские куклы «хопи качина» могли использоваться в различных обрядах, а в промежутках становились игрушками.

Точно неизвестно, когда произошло окончательное разделение детской игрушки и идола, но уже в Древней Греции богов и богинь изображали статуи, а дети играли в куклы.

Мистический смысл куклыОднако отголоски отношения к кукле как носителю определенного мистического смысла остались. У многих народов кукла включена в свадебную обрядность как символ последующего удачного материнства. К примеру, на Руси было принято украшать комнату нарядно убранной тряпичной куклой, с алой лентой в кудельной косе. А в приданое девушке полагалась корзина с куклами, как бы символизирующими членов семьи, и если молодуха играла в них, то строгий свекор запрещал кому-либо мешать ей.

Аналогичный пример можно привести из жизни чукчей. Чукотские куклы изображают людей, мужчин и женщин, но чаще детей, особенно грудных. Куклы эти считаются не только игрушками, но отчасти и покровительницами женского плодородия. Выходя замуж, женщина уносит с собой своих кукол и прячет их в мешок под изголовьем, чтобы они помогли скорее родить детей.

У казахов кукла, изготовленная из шейного позвонка молодой овцы, использовалась в качестве оберега для новорожденного ребенка. Для этого косточку заворачивали в белый лоскут ткани и вешали на женской половине юрты.

Интересно, что во многих культурах ритуалы с куклами символизировали уход трудностей и бед, связанных с зимой, и приход радостей, которые приносит весна.

У русских специально изготавливалась и сжигалась обрядовая кукла Масленица, символ злой и холодной зимы, и впоследствии изготавливалась кукла Веснянка, символ возрождения и жизненной силы.

У казахов куклы с аналогичной символикой изготавливались в праздник Наурыз. В каких-то областях молодежь украшала тряпичную куклу, символизирующую страшную зиму. Ее привязывали к смирной лошадке и возили по улицам, чтобы люди мысленно отдавали ей все заботы. Потом ее сжигали на костре.

В других областях акцент делался на возрождении. Изготавливалась кукла, символизирующая новый год, новую жизнь.

Получается, что, изготавливая темную куклу и уничтожая ее, мы освобождаемся от плохих событий. А изготавливая светлую куклу, мы призываем в нашу жизнь позитивные изменения.

Мы сейчас разобьемся на группы (пары), и вы подумаете, какие общие для вашей группы изменения вы хотели бы привнести в свою жизнь. А потом сделаете общую куклу, символизирующую эти изменения.

Участники по группам договариваются о желаемых изменениях, изготавливают общую куклу. При этом они живо обсуждают каждый ее элемент. Затем представляют свою куклу группе. Желающим предлагается сопроводить представление куклы общей песней.

Методика «Сад души»

Цель: осознание участниками ценности своего внутреннего мира, получение ими возможности проектировать свое будущее, сближение группы.

Материалы: цветная и белая бумага, клей, ножницы, глянцевые журналы, в том числе с изображением растений.

Способ проведения: в группах или индивидуально.

С кем можно проводить: старшие подростки, студенты, педагоги, родители, детско-родительские и супружеские пары.

Слово ведущего

Сад моей душиНеотъемлемым явлением культуры считаются сады. Важным аспектов садов была их рукотворность, то есть создание их человеком. В них также присутствовало определенное проектирование будущего, так как деревья растут медленно, их сажают на вырост. И при создании сада нужно думать о том, какие в нем произойдут изменения. Повсеместно создание садов считалось искусством. Помимо растений, в них могли быть надписи, скульптуры, архитектурные сооружения. Каждый сад нес в себе определенный смысл. Поэтому существовало такое выражение: «уметь читать сады».

Представьте, что ваша душа — тоже сад. Подумайте, какие растения в нем есть и что там должно быть, кроме них. Создайте коллаж на тему «Сад моей души», используя цветную бумагу, журналы. Кто хочет, может что-то нарисовать.

Участники делают коллажи, затем по желанию рассказывают о них группе. Ведущий стремится к тому, чтобы как можно больше участников рассказали о своем коллаже. В заключение участники делятся своими мыслями и чувствами после выполнения задания. Как правило, они говорят, что не только получили уверенность в том, что их будущее будет благоприятным, но очень много узнали о других. Говорят, что важно было задуматься о ценности не только профессионального успеха, денег и пр., но и о ценности своей души.

Методика «Ладошки»

Цель: повышение самоуважения участников, их сближение.

Оборудование: белая бумага, ручки.

Способ проведения: в парах.

С кем можно проводить: в детско-родительских или супружеских парах, у старших подростков, студентов, взрослых.

Слово ведущего

Рука участвует в важнейших событиях жизни человека. Через руку матери ребенок получает первую любовь и заботу. Позже через руку он познает наказания от родителей. Обучаясь в школе, он поднимает руку, чтобы ответить. И последнее, что чувствует человек, покидая этот мир, — прикосновение рук близких.

Рука часто используется в общении. Например, приветствие с помощью рукопожатия (интересно, что у казахов оно осуществлялось двумя руками). Или при выражении извинения или благодарности у русских через приложение руки к груди.

Понятно, что рука активно использовалась в обрядах. Так, у русских было принято невесту в красивом сарафане под руки выводить к гостям. У казахов существовал обычай: гости принимали мясо из рук того, кто угощает, а пищу брали только правой рукой.

Мы с вами выполним задание, в котором будут принимать участие ваши руки.

рисуем ладошкиРазбейтесь на пары. На листе бумаги обведите свою ладошку. Затем поменяйтесь ладошками. На каждом пальце соседа напишите его хорошее качество. Опять обменяйтесь ладошками. Прочитайте вслух те качества, которые вам присвоил сосед. А теперь возьмите чистый лист бумаги, обведите на нем по одной ладошке каждого партнера. Теперь у вас есть время обсудить и на каждом пальчике обеих ладошек написать те качества, которые есть у обоих.

Если уже закончили, то прочитайте группе, какие вы.

Важно, чтобы участники вслух читали написанные хорошие качества, — это способствует поднятию настроения. Потом можно проанализировать качества контакта между участниками. Для этого используется тот лист, на котором оба участника обводили свои руки. Если ладошки не соприкасаются, то контакт невысокий. Если руки соприкасаются, то контакт присутствует. Если руки наложены одна на другую, контакт максимален.

Методика «Медведь–филин»

Цель: формирование уверенности в том, что человека ожидает позитивное будущее.

Материалы: картинки с изображением филина или медведя, ножницы, клей, пластилин.

Способ проведения: в группе или индивидуально.

С кем можно проводить: старшие подростки, студенты, взрослые.

Слово ведущего

Представители различных культур придавали огромное значение оберегам. Существительное «оберег» и глагол «оберегать» — однокоренные слова, означают защиту, охрану, безопасность. Люди изготавливали различные обереги — от несчастий, болезни, природных катаклизмов.

Что давало человеку использование оберегов? Веру в хорошее будущее, защищенное от любых злых сил, а как следствие — внутренний покой, душевный комфорт.

Однако символика оберегов в разных культурах была различной. Так, для русских традиционно знаком силы считался медведь. Поэтому во многих местах обереги изготавливали из когтей и клыков медведя. Существовал обычай вешать коготь медведя у кроватки новорожденного ребенка.

В Казахстане повсеместно в качестве оберегов использовали когти и перья филина. Казахи и киргизы почитали филина как священную птицу. Вероятно, это поверье было связано с осмыслением роли филина как птицы, бодрствующей ночью и способной охранять людей от злых духов, действующих преимущественно в ночное время.

тотемы разных народовУ казахов существовал запрет охоты на птиц тотемов. Поэтому покупали их у представителей тех культур, где тотемами выступали другие животные. Таким образом, люди, не нарушая запрета, одновременно приобщались к своему тотему, приобретая его защиту. Пучок перьев филина, как правило, подвязывали к колыбели новорожденного ребенка для предотвращения сглаза и порчи. Из перьев филина делали султанчики для детских головных уборов, их пришивали сбоку на настенный ковер, а также подвешивали к домбре, чтобы оградить акынов от сглаза.

У нас с вами сейчас есть возможность сделать себе оберег на ту область жизни, которая является для вас важной.

Возьмите картинку филина или медведя, напишите на ней эту область. А потом с помощью маленьких кусочков пластилина «оденьте» филина или медведя. Тем самым вы придадите оберегу активность, и он начнет работать.

Участники пишут на обереге ту область, которую хотят защитить. Затем маленькими шариками пластилина заклеивают его. После этого участник группы берет и несколько секунд держит в своих руках оберег и каждого участника по очереди, тем самым усиливая его оберегающую функцию. После этого можно провести обсуждение: что было важнее — делать свой оберег или «заряжать» обереги других участников?

Методика «Сказочные образы»

Цель: актуализация внутреннего Ребенка участников, расширение их ролевого репертуара и сплочение группы.

Материалы: пластиковые стаканчики, пластилин.

Способ проведения: по группам.

С кем можно проводить: младшие школьники, старшие подростки, студенты, взрослые.

Слово ведущего

Сказки связаны с детством, они всегда имеют хороший, оптимистичный конец. Мы сейчас попробуем пригласить сказку к нам.

Для этого каждый возьмет пластиковый стаканчик и пластилин и изготовит из них сказочного персонажа. После этого вы от первого лица расскажете о вашем персонаже: что он любит, где живет, чем питается. Например, «я живу в лесу, люблю прыгать и пр.», а группа догадается, кто вы.

Делаем сказочного персонажа из стаканчикаЕсли все уже закончили, вы можете походить по комнате, поговорить с другими персонажами и найти тех, кто близок вам по духу.

После того как вы нашли друзей, сочините общую сказку.

Участники изготавливают своих сказочных героев. Некоторые спрашивают, можно ли делать предметы из сказок, например яблоню. Это допустимо.

При разыгрывании общей сказки важно, чтобы все принимали участие и произносили свои слова от первого лица. Стаканчики можно надевать на пальцы, используя их как куклу.

Автор статьи: Ольга Хухлаева, кандидат психологических наук, доктор педагогических наук, руководитель психологической службы школы «Президент», профессор МГППУ