Волшебные круги или использование мандалы в арт-терапевтической работе

Создание мандалы

Арт-терапевтические методы и технологии поражают своим разнообразием: здесь работа и с красками разного вида, и с пластическими, природными и бросовыми материалами. Важно отметить, что такое разнообразие оправдано, так как на разных людей производят впечатление разные материалы-стимулы, вызывая разные ассоциации, давая возможность выразить себя в полной мере. Кроме того, свойства разных материалов содержат в себе разный потенциал для работы. Например, текучесть акварели и вариативность получения оттенков гуаши дают возможность проработать различные аспекты человеческой личности.

При этом арт-терапия может быть нацеленной на осознанный результат, вывод, который делают сами участники в процессе работы, а может быть ориентированной на погружение и, как правило, на отсроченное осознание результата. Оба подхода в равной степени важны.

В начале был Юнг

Среди арт-терапевтических методов особое место занимает работа с мандалами. Мандала — это схематическое изображение, вписанное в круг.

Этот термин зародился в восточной духовной традиции и отражает особое мировоззрение и философию. Слово «мандала» в переводе с санскрита означает «круг, круглый, диск, колесо, сфера, шар». В современной культуре это понятие приобрело популярность благодаря его широкому использованию в психологической практике. Начало было положено в 1916 году, когда К.Г. Юнг нарисовал свою первую мандалу, впоследствии описав психологические механизмы, лежащие в основе ее создания. А распространение в психотерапевтической практике мандала получила после того, как Джоанна Кэллог разработала концепцию архетипических стадий большого круга мандал. Российским психологам ее разработки в основном известны по работам А.И. Копытина.

История мандалыВсе специалисты осознают важность и в то же время загадочность такой работы, но немногие ее практикуют. Это связано с потребностью «инсайт-ориентированного» взаимодействия, то есть специалистам важно подытожить свою работу, выйти на обсуждение с клиентом продукта его творческой активности. Этого часто хотят и клиенты, задавая вопросы типа: «И что все это значит? К чему это? Как это связано со мной и моей историей?»

Чем круг лучше прямоугольника?

Не всегда понятно, как это делать при той размытой инструкции, которая традиционно дается перед началом рисования мандалы. Сложность вызывает и лаконичность указаний, которые сводятся к предложению «нарисовать что захочется» или «изобразить свое настроение». Такого типа инструкции ставят в тупик тревожных, закрытых клиентов, что тоже не облегчает жизнь психолога, который при данных обстоятельствах выбирает более привычный и понятный инструментарий.

Для иллюстрирования сложностей работы с мандалами можно привести такой пример. Одна моя коллега рассказывала, что после рисования серии мандал клиентка сказала, что не понимает, в чем смысл этой работы, ведь все то же самое она могла бы нарисовать на обычном листе бумаги. Ей был непонятен смысл заполнения изображениями именно круга.

Рисуем мандалуОбъяснения коллеги о значении круга в структуре личности показались клиентке надуманными и неубедительными. «Вы хотите сказать, что круг лучше прямоугольника? Мой рисунок в круге лучше, значимее, чем на обычном листе? Какая разница, на листе какой формы я рисую, важно, что я рисую». Надо сказать, что коллегу поставили в тупик эти вопросы и напористость клиентки. Такое часто бывает, когда специалист сам недостаточно убежден в том, что он делает. Поэтому, прежде чем рисовать с клиентом мандалы (или делать еще что-то), имеет смысл дать ответ самому себе, в чем же смысл этой работы, почему мы рисуем именно в кругу, что такое мандала. До тех пор пока у вас не будет внутреннего понимания сути такой работы, вы будете «ловить тупики», как это происходило с моей коллегой.

Возникает естественный вопрос: каким образом выстраивать работу с мандалами, чтобы она была понятна и интересна как клиентам, так и специалистам? Хочу поделиться опытом.

Три этапа

Работа с мандалами трехэтапна. Первый этап предполагает настрой на работу, погружение в себя, переключение с будничных дел на свой внутренний мир, что происходит с помощью медитаций, направленной релаксации или просто прослушивания спокойной музыки. Этот этап в работе с мандалами обязателен. В итоге именно на этом этапе мандала становится мандалой, а не просто рисунком в круге.

На втором этапе происходит создание мандалы. Важно понимать, что этот этап предполагает варьирование времени в зависимости от потребностей клиента. Мандала создается до тех пор, пока сам клиент не определяет, что она готова, завершена. Эта особенность создает сложности в групповой работе с мандалами, так как одни не должны торопить других.

Мандала в круге или прямоугольникеВ этом случае ведущему группы важно продумать, чем будут заниматься те, чья работа уже завершена. Это может быть, например, подбор метафорических карт, которые дополняют созданную мандалу, или сочинение истории, поэтических строк к мандале. Главное, чтобы никто не торопил тех, кто нуждается в большем объеме времени для создания своей мандалы.

Надо отметить, что создавать мандалы часто рекомендуют исключительно в индивидуальной работе с клиентом. Я рискну предложить использовать создание мандал как определенный этап групповой работы, способствующий более глубокому знакомству членов группы. Мой опыт свидетельствует, что рассматривание чужих мандал, беседа о них в группе имеет свой потенциал, дает возможность экспериментов с самопрезентацией, расширяет представления о человеческих особенностях, формирует толерантность, позволяет получить и дать обратную связь.

Третий этап — это терапевтическая беседа о мандале. Он наиболее сложен для специалиста, потому что не только требует умения строить диалог, но и предполагает, что психолог способен оказать помощь клиенту в познании самого себя, не нарушая границ клиента и «фильтруя» собственные проекции.

На языке клиента

Сюзанна Фостер Финчер предлагает схему такой беседы. Она строится на обсуждении с клиентом значений, ассоциаций, которые он вкладывает в цвета и символы, изображенные на мандале. Я обычно прошу клиентов назвать цвета, которые использованы для создания мандалы, запоминая или записывая их. Это очень важно: говорить на языке клиента даже в том случае, если цвет, по вашему мнению, назван неправильно.

Приведу пример. При обсуждении мандалы, нарисованной девочкой-подростком, она давала «съедобные» названия цветам: шоколадный, лимонный, оранжево-апельсиновый, кремовый. Я называла эти цвета тоже только так, несмотря на то что многие названия мне лично казались странными.

Использование цвета в мандалеВ данном случае еще имеет смысл отметить, что у девочки наблюдалось нарушение пищевого поведения, которое плохо поддавалось медицинской коррекции.

Далее просим клиентов составить ряд ассоциаций, связанных с каждым цветом.

Важно обращать внимание на последовательность называния цветов. Я часто задаю вопрос о количественном распределении цветов в мандале: «Как вам кажется, какой цвет в мандале является основным, главным? Каких цветов больше в вашей мандале?»

Таким же образом можно и нужно рассматривать символы и образы, изображенные в мандале.

Конечно же, с точки зрения психодиагностики каждый цвет, символ несет свое значение, но в работе с мандалами на данном этапе важнее представление человека, его личные смыслы, вложенные в цветовые решения и созданные изображения. Задача психолога слушать эти интерпретации, ни в коем случае не внося свое видение, коррективы и рассуждения.

Важно просить клиентов не толковать цвета или изображения, а называть возникающие в связи с ними ассоциации.

После такого обсуждения психологу имеет смысл перечислить все, что изображено на мандале, на языке клиента и задать вопрос: «О чем же эта мандала?»

Как правило, слушая собственные интерпретации, произнесенные другим человеком, клиент начинает ощущать, что эта мандала посвящена чему-то из его собственной жизни. Это может быть какое-то событие, человек, история или что-то совершенно неожиданное. Как только такая ассоциация возникает, появляется тема для дальнейшего обсуждения и ответа на вопросы:

— Почему вы думаете, что созданная мандала связана именно с этим?
— Что чувствуете по этому поводу?
— Когда стало очевидно, о чем ваша мандала?
— Хочется ли что-то в ней изменить? И др.

Каким образом можно создавать мандалы?

  • Можно раскрашивать готовые мандалы-раскраски. Эта форма работы подходит для тех клиентов, которые выражают неуверенность в способности что-либо изобразить, волнуются по поводу того, что результат не будет соответствовать задумке.

    Такие раскраски могут быть с завершенным орнаментом (их легко найти в Интернете), могут предполагать не только раскрашивание, но и дорисовывание. В качестве изобразительного средства могут выступать цветные карандаши, фломастеры, восковые карандаши и др. Важно, чтобы у клиента была возможность выбрать как раскраску, так и изобразительные средства.

  • Можно создавать групповую мандалу, делая одно общее изображение и согласовывая свои действия с другими участниками группы. Создание мандалы в парах, группах придает этой работе интерактивный характер, направленный на формирование навыков взаимодействия, умения согласовывать свои действия и потребности с другим человеком (людьми). Это может быть актуально в рамках работы с семьей, детско-родительскими отношениями, коллективом и пр. Можно усложнить задачу, например ограничивая вербальное взаимодействие между участниками.
  • Рисуем мандалу в группе Можно создавать одну мандалу из индивидуальных кусочков-секторов. Говоря о групповых мандалах, имеет смысл остановиться на объединении индивидуально созданных фрагментов (секторов) в единый круг-мандалу. В данном случае каждый может отразить на своем фрагменте или настроение, или некое представление. Объединение фрагментов в единый круг делает наглядной некую общую картину в группе, создает ощущение единства, формирует представление участников о себе как части группы.
  • Можно делать мандалу из сыпучих, природных и других материалов. Создание мандалы из сыпучих и природных материалов особенно привлекательно для детей и подростков. Я предлагаю создавать мандалы на выбор: в тарелках с бортиками или на подносах разного диаметра, оставляя за ребятами право выбора материалов для творчества. У меня на этот случай есть различные крупы, фасоль, горох, сушеные листья, цветы, камешки, ракушки, шишки и другие материалы. Как показывает опыт, чем больше выбор, тем интереснее работа.

    Фруктовая мандалаСоздание мандал из такого рода материала требует определенных навыков — это связано с «подвижностью» предлагаемых материалов. В свое время у меня был опыт создания мандал в походных условиях на земле, что придавало этой работе особое звучание ландшафтной арт-терапии. Значительный минус — невозможность сохранения итогового творческого продукта. Я прошу разрешения сфотографировать то, что получилось. Потом предлагаю детям забрать с собой использованные материалы, чтобы покормить птиц или рыбок в пруду, что вызывает восторг и удивление.

  • Можно создать мандалу из пластических материалов. Мандалы могут создаваться, например, из пластилина, который может «раскрашивать»поверхность и создавать трехмерные объемы. Для многих детей пластилин в противовес, например, краскам, карандашам является более привлекательным материалом.

    Одна из моих клиенток создает мандалы с помощью пластилина на пластиковых прозрачных крышках, которыми закрывают банки. Она наносит сначала рисунок маркером, а потом заполняет его пластилином, «окрашивая» таким образом нарисованную мандалу. Ювелирная тонкость и изящество получившихся изображений доставляют ей удовольствие, приносят успокоение и расслабление.

Я люблю рисовать мандалы сама, может быть поэтому мандалы так нравятся моим клиентам разного возраста. Дети и подростки, создающие различные изображения в кругу, называют эту работу по-разному: «рисование под музыку», «моя супермедаль», «кусочек моей души», «круглое настроение»и др.

Мандалы дают возможность погружаться в свой внутренний мир на ту глубину, к которой ты готов «здесь и сейчас», безопасно исследовать свою личность, а значит, лучше себя чувствовать и осознавать.

Автор статьи: Татьяна Ушакова