Страхи у детей младшего школьного возраста. Как о них узнать и что с ними делать.

Страхи младших школьников

Если у ребенка хорошие оценки и учительница не жалуется на поведение, это еще не значит, что в душе у ребенка мир и покой. Зачастую ребенок придя в школу сталкивается со многими трудностями, которые еще не может понять и у него могут появится страхи. Видя, как учитель говорит о проступках про другого ребенка или насмешки одноклассников над кем-то из ровесников, а так же завышенные требования родителей, все это может повысить тревожность ребенка и привести к нежеланию учиться.

Как узнать? Первое на что следует обратить внимание – это жалобы ребенка на проблемы в школе. Иногда это может выражаться в следующих симптомах: тошнота, головная боль, аллергия, проблемы со стулом, раздражительность или наоборот вялость, слабость, одним словом, то что приводит ребенка к тому, чтобы оказаться дома и не ходить в школу.

Причины могут быть две: расставание с мамой, либо проблемы в школе. Если ребенку остаться в школе, то это только отодвинет и усугубит проблему, так как каждый пропущенный урок приводит к пробелу в знаниях и развивает неуверенность в себе.

Страх ошибки

Ребенок приходя в школу желает показать себя и свои успехи, ждет, что его будут хвалить за его труды, как это было до школы. Если постарался значит молодец! Часто спрашивая ребенка зачем ты идешь в школу, он отвечает «Хочу быть самым умным, писать, считать и читать».

Увы, но сам процесс юные школьники понимают крайне слабо, что нужно приложить массу усилий, чтобы красиво вывести букву или грамотно написать слово и т.д. А потом еще и домашние задания, которые почему-то надо обязательно выполнять вместо того, чтобы веселиться.

Оказывается, мало просто написать, нужно писать еще и правильно и красиво, в соответствии с правилом. А учитель обращает внимание на ошибки, подчеркивает их и заставляет исправлять. Тут еще и родители расстраиваются, что ребенок пишет не идеально, заставляют по новой писать, а получается иной раз еще хуже, хотя ребенок старается.

В следующий раз ребенок делая ошибку ударяется в слезы или вообще отказывается продолжать заниматься. Утром отказывается идти в школу.

Что делать?

Страх ребенка у доскиЗаранее объясните ребенку, что не ошибается тот, кто ничего не делает. Ошибки – это нормально, для того и учатся. Если бы ребенок не делал ошибки, то ему и не надо было бы ходить в школу, тогда бы он изначально все знал бы и умел. Также ошибки можно найти и исправить – это одно из главных качеств хорошего ученика.

Можно ему рассказать о своих ошибках и как вы с ними справлялись в школе, что поможет ребенку снизить страх перед ошибкой.

Если заранее проговорить с ним все нюансы ошибок и обучения в школе, то страх не будет накапливаться, мучения отойдут в сторону, а выполнение домашнего задания, ответы у доски и контрольные будут интересными.

Социальные трудности

Помимо учебных трудностей у ребенка могут быть сложности и с коллективом и с учителем. Это зависит от уровня его коммуникативных, социальных и речевых навыков, общения со сверстниками в садике, во дворе, семье.

В школе дети борются за лидерство, вот почему так популярны игры на соревнования. Зачастую малоподвижные, неуклюжие или слабые дети неспособные «толкаться локтями» проигрывают перед соперниками. На проигравшего накидываются сверстники с упреками и насмешками, что может оттеснить ребенка вниз по социальной лестнице.

Для детей, которые росли в любви и заботе, ситуация поражения может стать травмирующей. «А как это воспримут окружающие?» — думает ребенок, что еще больше усиливает чувство страха.

Ребенка обижают в школеЕсли ребенок попал в такую ситуацию, то в первую очередь, очень важно поддержать ребенка, рассказать случай из своей жизни, как вы справлялись с подобными проблемами. Разобрать ситуацию, найти из нее выход, чтобы в следующий раз ребенок знал, что ему делать и как реагировать.

В классе стоит подумать нужно ли проводить множество конкурсов и соревнований, если еще не налажены доброжелательные, теплые отношения, а часть детей еще не умеет справляться со своими страхами проигрыша.

Второй момент, если у ребенка сложности с учителем. Сначала родителям стоит обратиться к своему отношению к учителю. Что вы говорите об учительнице или о других учителях, возможно с вашего детства. Так как ребенок еще в силу детского возраста может ассоциировать школу и обучение с учителем, каково ваше отношение к школе и обучению.

Обратить внимание на требования учителя, что он хочет получить от выполненных заданий. В этом случае, по моему мнению, лучше всего помогает выяснение родителями требований учителя напрямую, а не через ребенка.

Так же не стоит забывать и о переходе ребенка в другой класс или школу. Адаптация к новому коллективу – это дело нелегкое. Особенно когда коллектив уже устоялся, то приходится заново занимать свое положение в группе, пробираясь по социальной лестнице класса. При переходе важно учитывать мнение ребенка, объясняя ему ситуацию, для чего это надо.

Как узнать есть ли у ребенка проблемы в школе

Скажи я отвечуДля того, чтобы выяснить проблемные участки есть прекрасная игра «Скажи, а я отвечу». Ребенку предлагается от имени его игрушки продолжить фразу.

К примеру:

— Когда я выхожу к доске, то …
— Когда меня ребята обижают, я …
— Когда учитель дает задание, то мне …
— Когда я играю с ребятами в классе, то …
— Когда учитель ругает или стыдит другого ребенка, то я думаю о …

В этой игре «правильных» ответов нет. Главное вслушиваться в слова ребенка. Тогда вы сможете узнать стоит ли тревожиться или наоборот быть спокойными за своего ученика.

Автор статьи: Елена Шихова, практикующий психолог