Как выбрать школу: наиболее популярные стратегии

Как выбрать школу для ребенка

До первого сентября еще более полугода, но родители будущих первоклассников уже вовсю присматривают школы для детей. Впрочем, и в семьях учеников постарше случаются ситуации, когда, отчаявшись наладить учебу в одном учебном заведении, мамы и папы ищут для ребенка другое, в надежде, что на новом месте и жизнь пойдет совсем иная.

Как выбрать школу для ребенка? Советы сыплются на родителей как из рога изобилия. Навигаторы, рейтинги, статьи психологов и педагогов, обсуждения на форумах, в очередях и на детских площадках. Некоторые интернет-службы даже предлагают свои «школьные конструкторы»: родители выбирают значимые для них критерии и с этой точки зрения рассматривают все возможные варианты.

Мы не собираемся, в очередной раз, давать список советов. Интереснее проштудировать опыт родителей, уже выбравших школу своим детям, выделить несколько наиболее популярных стратегий принятия судьбоносного решения. Вдруг чей-то способ действий подойдет вам?

Общее правило

Обычно стратегии родителей не связаны ни с уровнем их дохода, ни с особенностями населенного пункта, в котором они проживают, ни даже с талантами ребенка. Стратегию диктует только один фактор: что для них значит школа? Чего они ждут от нее — для себя и для ребенка?

Школа как гарант высокого уровня знаний

«В школу приходят за знаниями. Школа должна прежде всего учить, давать высокий образовательный уровень. После школы ребенок должен быть эрудированным, подкованным, достойно сдать экзамен без помощи репетиторов и поступить в серьезный вуз».

Чаще всего это выбор интеллектуалов, семей с высоким культурным капиталом. Получать знания для них — естественное удовольствие, неотъемлемая часть жизни. Недостаточно высокий уровень попросту разочарует их, поэтому «обычная школа» не рассматривается как вариант. Такие родители, как правило, уже примерно представляют себе, где их ребенок будет учиться после школы и на какую карьеру сможет претендовать в будущем.

Поиск: родители-интеллектуалы мало внимания обращают на рейтинги, больше руководствуясь советами авторитетных знакомых, экспертов или отдавая детей в школы, в которых в свое время учились сами.

Плюсы: учеба в самой «сильной» из окрестных школ — это действительно путь к высокому образовательному уровню.

Минусы: даже для очень способных детей учеба в такой школе — тяжелый труд. Подчас школа заменяет ребенку все — досуг, дополнительные занятия, общение с друзьями. Кроме того, не всегда ребенок из профессорской семьи нацелен на получение знаний. Вдруг вы немного переоценили способности своего ребенка, из лучших побуждений отправив его в школу «для вундеркиндов»? Будьте готовы к тому, что он «не потянет» программу.

Кроме того, обращая внимание на продвинутые предметные программы, не стоит упускать другие факторы: общую атмосферу в школе, наличие дополнительных занятий, организацию досуга, место расположения школы. Иногда такие «второстепенные» подробности становятся принципиальной помехой на пути к успеху.

Школа как путевка в мир будущего

«Выбирая школу, я выбираю судьбу своего ребенка. Его успех зависит от того, что предложит ему школа. Я хочу, чтобы ребенок занял достойное место в обществе, общался только с достойными людьми, имел полезные связи».

Данная стратегия предусматривает выбор школы как социального лифта, который способен в будущем повысить статус ребенка. Например, если в школе есть классы при каком-либо престижном вузе, выходы на образование за рубежом, возможность стажировок — это как раз то, что нужно амбициозным родителям. Дополнительный бонус для школы — если в ней проводят свои мастер-классы влиятельные люди, присматривающие себе будущих коллег и преемников.

Большую роль играет и контингент учеников: родители хотят, чтобы ребенок водился с «правильными детьми», обзаводился связями и был вхож в общество сильных, значимых, видных людей.

Школа, как социальный лифтПоиск: таких школ крайне мало, и они у всех на виду. Скорее всего, родители услышали по радио интервью с директором школы или прочитали о ней в газете. В общем, найти школу несложно, трудно в нее попасть.

Плюсы: не исключено, что, попав в такую школу, ребенок действительно многого добьется. Кроме того, в комплекте с полезными связями и контактами подобная школа, как правило, дает достаточно высокий образовательный уровень.

Минусы: конкурс в эти школы значительно выше, чем просто в «сильные школы». Следовательно, родители должны быть готовы к подвигам, от подготовительных курсов в первый класс до переезда в другой район или даже город. Эта гонка может отразиться на психическом самочувствии ребенка. К тому же завоевать внимание детей из влиятельных семей «обычному» малышу может быть непросто.

Школа — фаворит скачек

«Если школа занимает первое место в рейтинге, это неспроста. Надо доверять фактам. Раз выпускники этой школы показывают самый высокий результат, значит, мой ребенок тоже покажет. А в спальных районах хороших школ не бывает».

Родители, которые делают ставку на фаворитов, верят рейтингам: в них учтены все значимые факторы, все просчитано и продумано специалистами. Школа в таком случае как бы предоставляет готовый пакет услуг, демонстрирует идеально выверенный баланс между воспитанием, обучением, развлечением…

Как правило, такую стратегию выбирают родители, готовые платить за обучение ребенка и вкладываться в школу, если она того заслуживает и оправдывает свое доброе имя уже который год.

Поиск: в многочисленных рейтингах школ, в списках учебных заведений, выигрывающих гранты.

Плюсы: фактам, как правило, можно верить.

Минусы: рейтинги школ ежегодно меняются. Не будем же мы каждый год пересматривать выбор и менять школу в соответствии с занятым ею местом? Кроме того, обращая внимание на формальные признаки, рискуем обмануться с атмосферой, контингентом учеников и родителей.

Школа как дом родной

«Главное, чтобы в школе ребенку было уютно, чтобы приятно было в нее приходить каждый день, чтобы учеба была в радость. Остальное — это только дополнение».

Родители, выбирающие такой подход, стремятся сделать школу естественным продолжением дома, сего мягким отношением и безусловным уважением к личности ребенка. Здесь важна атмосфера: доброжелательность педагогов, выражение лиц детей, удобная школьная мебель, широкая лестница, опрятная раздевалка, запах в столовой. В школе должны цениться психологический и физический комфорт ребенка. И если ему будет слишком трудно учиться, вероятно, школа не станет слишком мучить его. За средним баллом ЕГЭ такие родители не гонятся.

Приверженцами этой стратегии часто оказываются родители слабых, болезненных детей, детей с особенностями развития или с трудностями социализации.

Школа, как продолжение домаПоиск: человечная, уютная школа может найтись как в списке особенных школ города, а-ля «Вальдорф», так и в спальном районе. Найти ее можно только по отзывам знакомых со схожими идеями, по оценке самих детей. Самый верный способ — самостоятельно ходить по школам, знакомиться, присматриваться, выспрашивать и постоянно прислушиваться к своей интуиции.

Плюсы: в этой школе, безусловно, ребенку будет комфортно. Процесс адаптации пройдет спокойно. В дальнейшем школа может даже в какой-то мере стать ребенку второй семьей, дружной и верной.

Минусы: отдавая приоритет комфорту, мы рискуем упустить главное, за чем отправляем детей в школу: саму учебу. Может случиться, что в милой, почти домашней школе дети до третьего класса не научатся толком писать, потратят больше времени на танцы и художественную лепку, чем на устный счет. Подходит ли это именно вам?

К тому же мягкость подходит не всем детям. Ребенок может заскучать, не встречая на пути никаких преград, и вообще перестать прилагать какие-либо усилия.

Бывает, самые человечные школы оказываются на деле довольно «закрытыми»: они либо принимают вас без остатка, либо не принимают вовсе.

Кстати, переходить из этой школы в другую, обычную, ребенку будет трудно.

Школа как неизбежное зло

«Мы как-то отучились, и наш отучится. Все школы в сущности одинаковые, выбирать не из чего. Если ребенок сильный — он везде будет успешным, если дурак — ничто его не исправит. Главное, чтобы у нас у всех было как можно меньше трудностей».

Родители с таким настроем отдают ребенка в школу поближе к дому. Они не склонны присматриваться ни к уровню ее технического оснащения, ни к ее месту в рейтинге, ни к атмосфере. За подобным отношением может стоять как равнодушие к будущему ребенка, так и твердая уверенность в его стойкости, адаптивности и в собственной способности повлиять на его будущее иными способами, кроме выбора нужной школы.

Поиск: искать не придется — ребенка либо автоматически переведут из детского сада в соседнее здание, либо зачислят по месту жительства.

Плюсы: может попасться отличная школа! С достаточно высоким образовательным уровнем, спокойной атмосферой, без всякой «гонки вооружения» и без претензии на звания и гранты. И все это — без нервов, без конкурсов, без вступительных испытаний и ежедневных поездок по пробкам в другой конец города.

Минусы: а может и не попасться. Конечно, соседские сплетни про ужасы районной школы, с подвальной вонью, хулиганами в коридорах и рукоприкладством педагогов — это во многом суеверия, но кто знает?

Школа как перевалочный пункт

«В первом классе рано искать себе судьбу. Пусть для начала поучится где угодно, а со средней школы будем думать, куда идти, на чем специализироваться».

Такая стратегия позволяет со спокойной душой идти в школу рядом с домом и до поры до времени отложить судьбоносные решения. Однако не всякая школа устроит родителей, планирующих в дальнейшем перевестись в более сильное учебное заведение. Им нужен более или менее высокий уровень знаний, дисциплина; приветствуются и дополнительные образовательные услуги, и другие атрибуты интересного детства: поездки, экскурсии, выставки, олимпиады.

Поиск: Вероятно, поискать придется, но только в своем районе. Дальше ехать смысла нет. Обычно родители предпочитают «идти к учительнице» — знакомой, рекомендованной соседями, самой сильной в параллели.

Плюсы: компромиссный вариант. Усилий затрачено немного, школа соответствует минимальным требованиям, и добираться недалеко.

Минусы: главное решение остается не принятым: рано или поздно придется задуматься над тем, куда и когда переводить ребенка — ведь такова была стратегия. В то же время есть возможность «застрять» в своей вроде бы временной школе до 11 класса: ведь в целом-то устраивает. Так зачем что-то менять?

Подводим итоги

Описанные выше стратегии редко встречаются «в чистом виде». Чаще — комбинируются две-три.

Ни одна стратегия не является единственно правильной, и ни одна не может быть признана ошибочной. Все зависит от приоритетов и ожиданий семьи.

Если вы задумываетесь над тем, какую школу выбрать для ребенка, вы прекрасные родители. А если подключаете к процессу выбора еще и самого ребенка, то вы просто замечательные!

Хороший выбор - счастье для ребенкаПонять, повезло ли со школой, можно, если через пару месяцев спросить ребенка: ну как, тебе нравится? Ответ утвердительный — значит, выбор сделан правильно. В противном случае, поиски можно начать снова. Или сосредоточиться уже не на поиске очередной школы (из двух зол выбирают знакомое), а на том, чтобы внешкольная жизнь ваших детей стала интереснее и разнообразнее.

Автор статьи: Александра Чканикова