Уход за новорожденным: советы педиатра | #06/18 | «Лечащий врач» – профессиональное медицинское издание для врачей. Научные статьи.

Уход за новорожденным: советы педиатра | #06/18 | «Лечащий врач» – профессиональное медицинское издание для врачей. Научные статьи.

Уход за новорожденным: советы педиатра | #06/18 | «Лечащий врач» – профессиональное медицинское издание для врачей. Научные статьи.
СОДЕРЖАНИЕ

Факторы, затрудняющие начало грудного вскармливания

trusted-source12], [13], [14], [15], [16], [17], [18], [19], [20], [21], [22], [23], [24]

1-я группа — новорождённые с риском развития патологии цнс

Факторы риска:

План наблюдений

trusted-source15], [16], [17], [18], [19], [20], [21], [22], [23], [24], [25], [26], [27], [28], [29], [30]

Время для активной фазы ребенка

Эта фаза наступает спустя 15-40 минут после того как ребенок родился. Она очень важна для ребенка и мамы, потому что в это время у младенца формируется поисковой, или ползательный рефлекс, и его ни в коем случае нельзя прерывать – это огромный шок для младенца, который влияет на все его поведение на протяжении всей дальнейшей жизни.

Ребенка нужно не переворачивать с животика на спинку – он должен попытаться ползти, чтобы найти сосок матери. Прогрессивные методики родов в просвещенных странах Европы предполагают обязательную возможность для проявления поискового рефлекса ребенка. Его не уносят от мамы до тех пор, пока ребенок не сделал попытки ползти и найти грудь матери.

Как только это происходит, ребенок широко открывает ротик и сжимает-расжимает кулачки. Мама должна сама правильно вставить ему сосок в рот, предварительно сцедив несколько капель молока. Это крайне важно для ребенка, который получает питание и уверенность в себе, а у мамы это простое действие формирует мощный материнский инстинкт, направленный на уход за ребенком и сильную привязанность к нему.

Во время прикладывания ребенка к груди должен произойти обязательный зрительный контакт «глаза в глаза». Это очень важно для того, чтобы ребенок:

  • запомнил образ матери;
  • научился смотреть прямо в глаза другому человеку.

Если зрительного контакта с мамой не происходит, ребенку, который потом взрослеет, всю его жизнь будет неловко смотреть в глаза другому человеку, его взгляд будет бегающим, он будет постоянно его отводить. Мало кто знает, что это зависит от первых 15-40 минут после родов.

И что неуверенность в себе берет истоки именно от этого момента. Чтобы в последующем наверстать упущенное, нужно будет заниматься специальным видом терапии (ребефинг), которая возвращает ребенка к истокам его рождения и ситуации, связанной с этим моментом.

Грудь ребенок не умеет захватывать сразу – на это может уйти 3-8 попыток мамы. Все это время она должна стараться правильно вложить сосок в ротик новорожденного. Наконец, он научается захватывать его деснами и языком. На сосание одной груди у малыша уходит до 30 минут, и, если этого ему недостаточно, то мама прикладывает его к другой груди.

Десять принципов успешного грудного вскармливания

  1. важно как можно раньше приложить ребенка к груди. Это нужно сделать еще в родильном зале. Раннее прикладывание к груди важно как для ребенка, так и для матери;
  2. с самого начала исключают кормление из бутылки и использование пустышек. Не применяйте соску , пустышку, бугылки — в дальнейшем это позволит избежать отказа от груди, обеспечит достаточное количество молока и постоянный контакт с малышом. Помните, что чем чаше мама кормит грудью, тем больше молока у нее будет;
  3. не ограничивайте длительность кормления и не отрывайте ребенка от груди раньше, чем он сам ее отпустит. Для ребенка пребывание около груди — не только питание, это ощущение защищенности, комфорта и близости с матерью;
  4. кормите малыша ночью. Ребенок быстро растет и не может выдержать большие промежутки времени без кормления. Ночное кормление стимулирует выработку молока на следующий день;
  5. ребенку важно с самого начала быгь вместе с матерью. Общее пребывание имеет много преимуществ, например:
    1. мама быстро учится реагировать на сигналы ребенка; это помогает установлению крепких эмоциональных и психологических связей;
    2. малыш чувствует себя защищенным;
    3. мама более уверенно кормит ребенка и может прикладывать его к груди, как только малыш этого захочет (не менее 8-12 раз в сутки);
    4. при совместном пребывании матери и ребенка снижается риск развития инфекционных заболеваний;
  6. огромное значение имеет положение малыша около груди. Это залог комфортного, эффективного кормления и, соответственно, успешной лактации. Давая грудь, держите малыша очень близко, животом к себе. Ваш сосок должен быть на уровне носика ребенка. Ожидайте, чтобы малыш широко раскрыл ротик, и приложите его так, чтобы он захватил не только сосок, но и большую часть ареолы (область груди вокруг соска);
  7. ни в коем случае до 6 мес. не давайте ребенку воду, чай или другие продукты. Этим вы защищаете малыша от инфекций, аллергии и расстройства кишечника и обеспечиваете ребенка полноценным питанием;
  8. не мойте специально грудь до и после кормления. Избыточное мытье с мылом пересушивает кожу сосков, может привести к их растрескиванию, а также смывает с кожи матери полезную для ребенка микрофлору;
  9. не сцеживайте молоко без особой необходимости. Сцеживание нужно только в случае вынужденной разлуки матери и ребенка или когда ребенок не может сосать грудь;
  10. Чтобы малыш рос здоровым, как заложено природой, ВОЗ рекомендует кормить ребенка грудью не менее двух лет, из которых первые полгода — исключительно грудным молоком.

Осложнения грудного вскармливания со стороны матери

Наиболее частые осложнения со стороны матери включают нагрубание молочных желез, трещины сосков, закупорку млечных протоков, мастит, беспокойство.

Нагрубание молочных желез, возникающее в раннем периоде лактации и длящееся 24-48 часов, может быть минимизировано ранним частым прикладыванием к груди. Может помочь и удобный бюстгалтер для кормящих матерей, который следует носить 24 часа в сутки, а также прохладный компресс на грудь после кормления, применение мягкого анальгетика (например, ибупрофена).

Кормящей женщине также могут понадобиться массаж и теплый компресс. Если перед кормлением сцедить немного молока, это позволит младенцу лучше захватить ртом набухшую ареолу. Дополнительное сцеживание молока между кормлениями уменьшает нагрубание, сцеживать нужно не все молоко, а столько, чтобы убрать дискомфорт.

Для лечения трещин сосков необходимо проверить положение ребенка во время кормления; иногда младенцы втягивают губу внутрь и сосут ее, что раздражает сосок. Женщина может освободить губу с помощью большого пальца. После кормления нужно выдавить несколько капелек молока и позволить им высохнуть на соске. После кормления прохладный компресс снизит нагрубание и обеспечит дальнейшее комфортное состояние.

Закупорка млечных протоков проявляется как напряженный, умеренно болезненный участок молочной железы кормящей женщины, при этом у нее отсутствуют общие признаки заболевания. Уплотнения возникают в разных местах, они безболезненны. Продолжение грудного вскармливания обеспечит опорожнение молочной железы.

Теплые компрессы и массаж пораженного сегмента могут помочь восстановлению проходимости. Также женщина может изменить позицию при кормлении, поскольку разные области молочной железы лучше опорожняются в зависимости от положения ребенка. Удобный бюстгалтер может помочь, в то время как обычные бюстгалтеры с проволочными вставками и сжимающими ремешками могут способствовать застою молока в сдавленных областях.

Предлагаем ознакомиться:  Подростковая ложь: откуда она берется и что делать, если вас обманывает ребенок - Летидор

Мастит встречается достаточно часто и проявляется как болезненный, горячий, отечный участок молочной железы клиновидной формы. Он развивается на фоне нагрубания молочной железы, закупорки протоков; инфекция может возникать вторично, чаще всего вызывается пенициллин-резистентными штаммами Staphylococcus aureus, реже — Streptococcus sp или Escherichia coli.

При инфицировании могут развиться лихорадка (> 38,5 °С), озноб, гриппоподобное состояние. Диагноз основывается на анамнезе и клинических данных. Количество клеток (лейкоцитов > 106/мл) и посев грудного молока (бактерии > 103/мл) помогут отличить инфекционный мастит от неинфекционного.

Если симптомы невыраженные и сохраняются менее 24 часов, может оказаться достаточно консервативного лечения (опорожнение груди при кормлении или путем сцеживания, компрессы, анальгетики, поддерживающий бюстгалтер, охранительный режим). Если улучшения не наступает через 12-24 часа или высока активность процесса, необходимо начать антибактериальную терапию, используя препараты, безопасные для ребенка и эффективные против S. aureus (например, цефалексин 500 мг внутрь 4 раза в день); длительность терапии 10-14 дней. Осложнения позднего начала терапии — рецидив и формирование абсцесса. Во время лечения можно продолжать кормление грудью.

Беспокойство матери, расстройства, чувство неудовлетворенности могут развиться вследствие недостатка опыта грудного вскармливания, механических сложностей при кормлении, усталости и сложности определения достаточности молока, а также послеродовых физиологических изменений.

Эти факторы и эмоции являются наиболее частыми причинами, по которым женщины прекращают кормление грудью. Раннее наблюдение врача-педиатра или консультация специалиста по лактации являются эффективными мерами профилактики раннего прекращения грудного вскармливания.

Одним из решающих факторов успеха лактации есть обеспечение соответствующего положения ребенка около груди и правильной техники грудного кормления. Последствиями неправильного кормления грудью могут быть:

  • образование трещин сосков, боль во время кормления, появление страха относительно возникновения боли, торможение рефлекса выведения молока;
  • неэффективное сосание ребенком груди, а следовательно, его неудовлетворение, снижение массы тела;
  • применение молока и уменьшение его выработки как следствие недостаточного опорожнения груди;
  • развитие недостаточного продуцирования молока, так называемой гипохалактии;
  • засасывание значительного количества воздуха (аэрофагия), который заполняет желудок, растягивает его и приводит к срыгиванию молока;
  • трешины соска и застой молока, что в дальнейшем приводит к маститу.

Чтобы кормление было приятным и легким, нужно занять удобное положение (лежа или сидя с опорой для спины). Ребенок должен иметь возможность изучать лицо, особенно глаза мамы. Лучше всего кормить ребенка обнаженной, чтобы ребенок максимально контактировал с маминым телом, Если младенец туго спеленут, то правильно приложить его к груди невозможно.

Ребенок должен свободно двигаться во время сосания, проявлять свои эмоции, реакции. Свободное пеленание, без ограничения движений, содействует правильному развитию костно-мышечной системы, суставов, формирует потребность ребенка в грудном молоке для возобновления энергии.

trusted-source39], [40], [41], [42]

Преимущества грудного вскармливания

Преимущества грудного вскармливания следующие:

  • Меньшая смертность среди младенцев (даже в малообеспеченных слоях населения).
  • Прикладывание ребенка к груди способствует сокращению матки, что предупреждает послеродовые кровотечения.
  • Непосредственная связь матери с ребенком, глаза в глаза, устанавливает интимный контакт между ними и способствует еще большему развитию материнского инстинкта, являющегося эмоциональным стимулом для матери.
  • Грудное вскармливание является уже проверенным опытом общим стимулятором всех пяти органов чувств.
  • Грудное вскармливание дешево, а грудное молоко — чистый продукт.
  • Оно защищает от инфекции, так как в молоке содержатся IgA, макрофаги, лимфоциты (несущие в себе интерферон) и лизоцим. Грудное молоко имеет кислую реакцию, что способствует росту полезных лактобактерий в кишечнике младенца. Гастроэнтерит у ребенка, вскармливаемого грудным молоком, всегда протекает легче, так как мать с молоком может передавать ребенку антитела (возникает как бы иммунный диалог между матерью и ребенком).
  • В грудном молоке содержится меньше натрия, калия и хлоридов, чем в молоке иного происхождения, что облегчает создание гомеостаза почками.

Если при этом и возникает дегидратация, то риск фатальной гипернатриемии бывает гораздо меньшим.

trusted-source7], [8], [9], [10], [11]

Проблемы с кожей новорожденных

Ограниченные пятна на коже встречаются довольно часто, и это всегда беспокоит родителей. Большинство из них совершенно неопасны.

Милиум — маленькие кремового цвета папулы на носу и иногда на небе («жемчужинки» Эбштейна) являются кистами сальных железок; они исчезают самостоятельно.

Токсическая эритема (уртикария новорожденных). Это красные пятнышки, часто с центральной белой везикулой. Они также безвредны. Срок жизни каждого такого пятнышка не более 24 ч (попробуйте обвести ободком одно из них), этим они отличаются от септических эритематозных пятнышек, которые развиваются в гнойные пустулы. Если у вас есть сомнение — сделайте с такого пятнышка соскоб для микробиологического исследования.

Потница (высыпания при перегреве). Это зудящая красная сыпь, быстро увядающая, как только вы распеленаете ребенка.

«След от клюва аиста». Это области расширенных капилляров на веках, центральной части лба и на задней части шеи, т.е. в тех местах, где новорожденного «держал аист клювом, когда принес»! При надавливании эти места бледнеют, а со временем все это проходит.

Изменение окраски кожных покровов новорожденного по типу Арлекина — одна сторона лица или тела внезапно на несколько минут краснеет. Это обычно непродолжительный вазомоторный инцидент.

Шелушащаяся кожа. Этот феномен обычно возникает у новорожденных с запоздалым сроком родов, он, как правило, не приводит к каким-либо дерматологическим проблемам. Смазывание этих участков оливковым маслом предохраняет кожные складки от трещин.

Петехиальные геморрагии, цианоз лица, субконъюнктивалъные геморрагии. Это преходящие явления, они обычно бывают связаны с прохождением головки новорожденного по родовым путям матери.

Припухание молочных желез. Это случается у новорожденных обоих полов и иногда сопровождается отделением так называемого молока ведьмы. Связано это с влиянием материнских гормонов на организм новорожденного. Феномен этот сам по себе проходит, но при инфицировании возникает необходимость в применении антибиотиков.

Уход за новорожденным: советы педиатра | #06/18 | «лечащий врач» – профессиональное медицинское издание для врачей. научные статьи.

Период новорожденности, как ранний период вне­утробного существования, исчисляется от момента рождения до 28-го дня жизни. Это важный этап приспосабливания ребенка к новым условиям: устанавливается внеутробный тип кровообращения, начинают функционировать бронхолегочная система, пищеварительный тракт, изменяется кровоснабжение печени, усложняются функции кожи и слизистых оболочек, активизируется иммунная система, устанавливается самостоятельная терморегуляция. Однако, в связи с функциональной незрелостью органов и систем, характерных для этого периода развития, именно в возрасте новорожденности проявляется ряд пограничных состояний, которые необходимо учитывать в организации ухода за ребенком.

В связи с незрелостью большинства органов и систем, включая центральную нервную систему, у ребенка с рождения проявляются только безусловные рефлексы (глотательный, сосательный, хоботковый, поисковый, хватательный и пр.), и именно наличие и выраженность физиологических рефлексов, их сохранение на определенный период времени и последующее угасание, наряду с динамикой массы тела, являются одними из главных критериев нормального развития младенца и его физического здоровья [1].

Пропорции тела новорожденного имеют свои особенности. Голова имеет большие размеры, конечности относительно короткие. Средняя точка по длине тела расположена в области пупка, тогда как в более старшем возрасте она смещается на уровень лобкового сочленения. К моменту рождения кожа полностью гистологически структурирована, развиты все придатки (волосы, ногти, сальные и потовые железы), однако отмечается относительная несостоятельность ряда важных функций и прежде всего барьерной и терморегуляционной. Существуют интертригинозные области — подмышечные, шейные, подколенные и паховые складки, которые являются основными зонами естественной окклюзии, а зона под подгузником является областью, где может возникнуть окклюзия искусственная. Слой дермы у новорожденного ребенка структурно недостаточно развит и является более тонким по сравнению с дермой взрослого человека. Отмечается более выраженная сухость кожи, потовые железы у доношенных новорожденных к моменту рождения сформированы, однако только через несколько недель жизни они полностью вовлекаются в процесс потоотделения. У детей, находящихся на грудном вскармливании, сальные железы более активно подвергаются андрогенной стимуляции, что нередко приводит к развитию акне новорожденных. Доношенные новорожденные имеют нейтральную или слабощелочную реакцию поверхности кожи (рH > 6,0), которая в течение первых суток жизни может снижаться до 5,0, тогда как у недоношенных рH кожи имеет значение > 6,0 и только к окончанию первого месяца жизни приближается к 5,0. Именно в оптимальных условиях кислой среды непатогенные сапрофиты на поверхности кожи контролируют рост условно-патогенных и патогенных микроорганизмов. Продолжительная щелочная реакция может стать причиной роста чужеродных бактерий и грибов с развитием воспалительного процесса [2].

Предлагаем ознакомиться:  Часто болеющие дети: взгляд инфекциониста – Медицинская практика

Имеются характерные особенности анатомического строения и функциональной активности органов пищеварения. Слизистая оболочка ротовой полости и желудочно-кишечного тракта тонкая, сухая и легкоранимая. Секреторная функция пищеварительных желез снижена, что проявляется малым количеством пищеварительных соков и низкой активностью ферментов. Это в значительной мере затрудняет продвижение и переваривание пищи, если последняя не соответствует возрасту ребенка. Желудок у новорожденного расположен горизонтально, пищевод относительно короткий, а клапан Губарева (складка слизистой оболочки, препятствующая обратному забросу пищи из желудка) почти не выражен. Отмечается физиологическая слабость кардиального сфинктера, тогда как мышечный слой привратника развит хорошо, что предрасполагает к срыгиванию и рвоте. Кроме того, это может являться причиной регургитации содержимого желудка, аспирации и развития аспирационной пневмонии.

Моторика кишечника у новорожденных более активная, что способствует частому опорожнению кишечника. В первые три дня отходит меконий (первородный кал) — густая, вязкая масса оливкового или темно-зеленого цвета. Следующие 2–4 дня стул характеризуется как переходный: он более частый, неравномерно окрашенный (темно-зеленый, желто-коричневый), негомогенный с включениями в виде комочков, слизи. В дальнейшем стул становится гомогенным, кашицеобразным, окрашенным в желтый цвет. Частота дефекации зависит от характера вскармливания и, как правило, соответствует частоте кормлений. Важно помнить, что высокая моторная активность кишечника в сочетании с недостаточной фиксацией его петель, морфофункциональной незрелостью периферической иннервации и центральной регуляции, низкой ферментативной активностью, способствующей повышенному газообразованию, периодом становления микробиоценоза определяет склонность к частым проявлениям функциональных нарушений (младенческие колики, дисхезия), а также высокому риску инвагинации.

В период новорожденности наблюдаются ряд особенностей ребенка, обусловленных механизмами адаптации к новым условиям существования, которые являются пограничными (транзиторными). К ним относятся физиологическая желтуха, мелена, половой криз, физиологическая убыль массы тела, мочекислый инфаркт, физиологический эритроцитоз, транзиторный дефицит витамина К и К-зависимых факторов свертывания крови и др. Однако необходимо оценивать выраженность и длительность проявления данных состояний, так как это может являться важным критерием наличия и прогрессирования различных отклонений в состоянии здоровья ребенка. Решать вопрос о проведении соответствующих лечебно-профилактических мероприятий нужно только индивидуально.

Адекватный и регулярный уход за новорожденным с учетом анатомо-физиологических особенностей детского организма в данном отрезке постнатального периода — важное условие поддержания здорового состояния ребенка и профилактики различных заболеваний, это элемент закаливания и гигиенического воспитания, а также формирования адекватного психоэмоционального контакта в семье. К основным компонентам повседневного ухода относятся купание, ежедневные умывание лица, туалет глаз, носа, ушей, уход за промежностью и перианальной областью. Важными составляющими нормального развития младенца являются прогулки на свежем воздухе, соблюдение температурного режима, влажности в помещении, контроль кормлений и дефекации.

Оптимальной температурой в комнате является 22 °С при влажности 50–70%, необходимо регулярно проветривать помещение, так как потребность в кислороде в этом возрасте в 2,5 раза выше, чем у взрослых. Желательно убрать из комнаты ребенка ковры и покрывала, диванные подушки, мягкие игрушки и другие предметы, на которых может накапливаться пыль. Купать детей до 6 месяцев следует ежедневно, после полугода можно и через день. Температура воды должна быть 37–37,5 °C, продолжительность процедуры 5–7 мин.

При организации ухода за новорожденным необходимо соблюдать ряд правил:

  • ребенка не следует одевать в плотно прилегающую одежду, имеющую большое количество оборок, застежек, складок и пр.; не кутать — новорожденный очень чувствителен к перегреванию, одежда и пеленки должны состоять из натуральных хлопковых или смесовых тканей, мягких, с хорошей воздухопроницаемостью;
  • использовать подгузники с высокими абсорбирующими свойствами, что помогает поддерживать необходимый рН кожи и препятствует микробной колонизации, сократить время контакта кожи с мокрым подгузником, своевременно менять их (в среднем через каждые 2–3 часа в течение дня и 1–2 раза во время ночного сна), необходима немедленная смена подгузника после дефекации;
  • сушить кожу лучше промокательными движениями с помощью бумажных полотенец или пеленок из мягкой хлопчатобумажной ткани, исключить использование спиртсодержащих средств: одноразовые детские салфетки, содержащие спирт, ароматизаторы или консерванты, могут вызвать раздражение кожи и повысить риск аллергического контактного дерматита.

Утренний туалет новорожденного заключается в обтирании лица и промывании глаз смоченным кипяченой водой ватным тампоном. Каждый глаз промывается отдельным тампоном в направлении от наружного угла к переносице. Носовые ходы ребенка приходится очищать довольно часто. Для этого могут использоваться ватные жгутики, приготовленные из стерильной ваты, который смазывают стерильным вазелиновым или растительным маслом и осторожно вращательными движениями продвигают на 1,0–1,5 см вглубь носовых ходов. Каждый носовой ход очищается отдельными жгутиками. Туалет наружных слуховых проходов проводят аналогично по мере необходимости. Полость рта обрабатывается только в случае молочницы. Категорически запрещается использовать плотные предметы (ватные палочки, спички с накрученной ватой и пр.).

В качестве наружных средств при уходе за кожей малыша используются кремы, мази, лосьоны и спреи, однако при их применении необходимо учитывать ряд важных признаков: безопасность и эффективность; отсутствие побочных эффектов; возможность нанесения на большие поверхности пораженной кожи без системного воздействия; удобство в использовании; возможность длительного использования; доступная стоимость. Важно соблюдать ряд правил: не изменять лекарственную форму официнального препарата, так как при этом меняются его физико-химические и фармакодинамические свойства; не смешивать различные по составу мази и кремы; помнить, что эффект от использования наружных средств проявляется спустя некоторое время и закрепляется при регулярном использовании [3, 4].

Достаточно часто приходится сталкиваться с таким проявлением моторной дисфункции пищеварительного тракта, как икота, которая характеризуется судорожными сокращениями диафрагмы и чаще всего обусловлена переполнением желудка газами. Если икота возникла сразу после еды, необходимо придать малышу вертикальное положение для более удобного отхождения газов. Если она появилась в промежутке между кормлениями, следует аккуратно повернуть ребенка то на левый, то на правый бок. У ряда младенцев воздух из желудка хорошо отходит в положении лежа на животе.

Предлагаем ознакомиться:  С какого возраста можно давать ребенку рыбу. С какой рыбы начинать прикорм

Часто для того чтобы вывести газы из кишечника ребенка, родители прибегают к газоотводным трубочкам или клизмам, что бывает небезопасным, особенно у новорожденных детей с легкоранимой слизистой оболочкой. При этом некоторые малыши самостоятельно довольно легко избавляются от газов, в то время как у других избыточное газообразование способствует развитию колик.

В настоящее время для обеспечения здорового роста и развития ребенка в арсенале родителей имеются современные предметы детской гигиены, электронные весы, детские ушные термометры, «умные» игрушки, детские зубные щетки с ограничителем, бутылочки с индикатором нагрева, соски с антивакуумным эффектом, назальные аспираторы, детские ножницы с закругленным концом, памперсы, трусики-подгузники, радионяни и т. д. К современным средствам ухода за младенцем относятся одноразовые газоотводные трубочки Windi® (ректальные катетеры) и назальный аспиратор NoseFrida®.

Газоотводная трубочка Windi® предназначена для однократного использования с целью избавления малышей от избыточных газов. Этот ректальный катетер не имеет отдельных незакрепленных частей и деталей. Специально рассчитанная длина катетера позволяет ввести его на нужную глубину до сфинктера, спазм которого препятствует самостоятельному выведению газов из кишечника, а его специальная конфигурация с ограничителем помогает избежать слишком глубокого введения. Катетер Windi® достаточно мягкий и гибкий, имеет гладкий закругленный конец, что обеспечивает максимальную безопасность и исключает травматизацию слизистой оболочки прямой кишки.

Перед использованием газоотводной трубочки Windi® следует помассировать животик малыша, нежно проведя рукой от правого бока к центру животика, а затем сверху вниз, чтобы направить газы к анальному отверстию. Затем сделать аналогичный массаж с левой стороны. Рекомендуется повторение массажа по 3 раза с каждой стороны. Необходимо смазывать катетер детским кремом, маслом или вазелином перед введением. Следует поднять ножки ребенка, лежащего на спине, и аккуратно вставить катетер в анальное отверстие аналогично термометру. Отхождение газов сопровождается характерным звуком. Вместе с газами может выделяться небольшое количество фекалий. Иногда требуется повторить процедуру несколько раз, чтобы достичь желаемого результата. Во время проведения одной манипуляции возможно использование одного и того же катетера несколько раз, но после ее успешного проведения катетер не следует хранить и применять повторно: его повторное использование через какое-то время может быть небезопасным. Использовать катетер рекомендуется не более трех раз в день, что не влияет на развитие привыкания и не снижает естественные рефлексы малыша.

Достаточно часто для обеспечения адекватного дыхания и гигиены полости носа новорожденного ребенка, особенно в период респираторных инфекций, рекомендуется использование назального аспиратора. В связи с тем, что отверстия ноздрей, носовые ходы в этом возрасте относительно узки, а слизистая оболочка обильно снабжена кровеносными капиллярами, при насморке возникает выраженный отек, усиливается слизеотделение, что способствует затруднению носового дыхания. Кроме того, евстахиевы трубы, соединяющие носовую и ушную полости, относительно короткие, широкие и расположены горизонтально, что часто приводит к транслокации инфекции с развитием отита.

Существует большое количество аспираторов: механические, электрические, аспиратор-груша и др., однако неоспоримым преимуществом обладают именно механические аспираторы, так они эффективны, просты и удобны в использовании и в отличие от электрических не создают лишнего шума, который может пугать ребенка.

Назальный аспиратор NoseFrida® имеет длинный отсасывающий катетер. Трубка, в которую будет поступать слизь, достаточно объемная, это позволяет обработать ребенку последовательно два носовых хода. Кончик аспиратора имеет специальную зауженную атравматичную форму. Он плотно прилегает к ноздре, что предотвращает травматизацию и раздражение чувствительной слизистой оболочки. Гигиеничность процедуры обеспечивается наличием у аспиратора NoseFrida® сменного фильтра, что полностью предотвращает возможность попадания аспирата в ротовую полость человеку, проводящего процедуру.

Литература

  1. Профилактическая педиатрия / Под ред. А. А. Баранова. М: Союз педиатров России, 2021. 692 с.
  2. Gregory K. Microbiome aspects of perinatal and neonatal health // J Perinat Neonatal Nurs. 2021, 25: 158–162.
  3. Blume-Peytavi U., Lavender T., Jenerowicz D., Ryumina I., Stalder J. F., Torrelo A., Cork M. J. Recommendations from a European Roundtable Meeting on Best Practice Healthy Infant Skin Care // Pediatric Dermatology. 2021, 33 (3): 311–321.
  4. Уход за кожей новорожденного ребенка. Научно-обоснованные методические рекомендации. 2021. Доступен http://www.pediatr-russia.ru/sites/default/files/file/uhod_za_kojey.pdf.

Т. А. Бокова,доктор медицинских наук, профессор

ГБУЗ МО МОНИКИ им. М. Ф. Владимирского, Москва

Контактная информация: bta2304@mail.ru

Уход за новорожденным: советы педиатра Т. А. Бокова
Для цитирования:  Лечащий врач № 6/2021; Номера страниц в выпуске: 40-43
Теги: дети, младенцы, гигиена, выведение газов

Этапы импринтинга

Этапов импринтинга два. Они занимают сутки после родов. Этапы эти крайне важны и не могут быть перепутаны. Первичный импринтинг – это первые 1-2 часа после родов. Он делится на первые 30 минут после родов и следующие час-полтора. Вся жизнь младенца и его отношения с матерью полностью зависят от первого получаса после рождения.

Итак, первые 60 минут после родов, или время первичного импринтинга. Медики делят их на 4 важных временных части.

Первые четверть часа после родов – релаксация или пробуждение

В это время состоится первый контакт мамы и ребенка. Ребенок родился, потратил на это массу времени и сил и теперь должен восстановить силы. Он обязательно должен закричать, чтобы запустить работу легких, и лежать в ногах у мамы, чтобы восстановить силы.

В это время ребенок может посапывать, чихать, даже кашлять – его дыхательные пути таким образом освобождаются от накопившей слизи. И еще ребенок адаптируется к новой температурной среде и воздуху. Мама может в это время ощупывать его, массировать спинку, помогая таким образом продышаться.

В этом есть огромная польза: во-первых, происходит первый тактильный контакт, который позволяет маме и младенцу признать друг друга (как у животных, когда они облизывают новорожденных зверенышей). Во-вторых, у ребенка формируется ощущение безопасности от прикосновений мамы. И, в-третьих, у ребенка налаживается кровоток, восстанавливается дыхание.

Если такого контакта не происходит (а в наших роддомах малыша зачастую уносят от мамы именно в первые полчаса после рождения), то ощущение безопасности в окружающем мире у младенца не формируется. Наоборот, идет посыл: «Здесь опасно! Меня некому защитить».

Первый контакт мамы и ее ребенка после родов стимулирует у нее выработку так называемых гормонов связи – окситоцина и пролактина. Пролактин, к тому же, стимулирует выработку грудного молока, который нужен маме для полноценного кормления ребенка. Кроме того, секреция гормонов связи помогает маме лучше понять своего малыша на инстинктивном уровне, чтобы лучше удовлетворять его потребности при плаче.

В течение первых 15 минут после родов младенца нельзя отделять и уносить от матери, потому что даже пуповину перерезать в этот момент нельзя. Малыша нужно разместить в ногах мамы так, чтобы остаток крови из пуповины перетекла в кровеносную систему ребенка.

Комментировать
Комментариев нет, будьте первым кто его оставит

Это интересно